Модерн — стиль начала 20-го века, времени бурного технического развития строительных технологий, во многом определил характер конструктивных элементов зданий и в конечном итоге их эстетические параметры.
Стиль модерн одновременно развивался в ряде стран, в каждой из которых назывался по-разному и имел свои отличительные черты: «ар нуво» во Франции и Бельгии, «либерти» в Германии, «сецессион» в Австрии, «стиль Тифани» в США.
Сравнивая ярких представителей различных ветвей модерна, очевидно, что их работы выполнены в индивидуальной и неповторимой для каждого творческой манере. Однако общей характерной особенностью всех этих направлений является активная деятельность в области декоративно-прикладного искусства с созданием витражей, мозаики, кованных и деревянных изделий, керамической плитки, бронзы, камня и фарфора. Все эти материалы позволяли создавать утонченные композиции, ориентированные на подражание природным мотивам, а также на создание абстрактных образов. Недаром основной эстетической задачей модерна считался синтез искусств.
Предметное наполнение интерьера в стиле модерн: лестницы, мебель, дверные и оконные проемы — все, вплоть до мелких деталей — это авторское творение художника. Именно так работали Антонио Гауди, Виктора Орта, Уильям Моррис, Чарльз Макинтош и другие выдающиеся представители модерна. Экспериментируя с прикладными технологиями и ремеслами, они создавали удивительные произведения искусства.
Так, работы каталонца Антонио Гауди отличались узнаваемой оригинальной пластикой фасадов и замысловатыми, детально проработанными интерьерами, похожими на фантастические пещеры, обитаемые неземными существами.
Творческие опыты бельгийца Виктора Орты доказали что твердый и холодным металл способен рождать изящные композиции, пластичные ограждения лестничных пролетов и визуально невесомые, но весьма надежные каркасы светопрозрачных навесов.
Проекты Чарльза Макинтоша, в отличие от вышеупомянутых мастеров модерна, выделяются стройными пропорциями и геометричностью форм. Вертикаль явно доминирует в его интерьерах, свободных от излишнего декора.
Интерьеры в стиле модерн «развиваются» изнутри наружу. Форма и объем «вытекают» из пространственно-планировочной структуры, им свойственна ассиметричность, скульптурность и пластичность. Основным лейт-мотивом выступают гибкие, текучие, плавные линии и формы, порой доведенные до причудливой искусственности. Богатая палитра материалов, текстур и орнаментов органично сочетается в отделке стен.
Мебель в стиле модерн отличается богатой отделкой и изящным силуэтом. Извилистые очертания свойственны стульям, креслам, кушеткам, столикам и другим предметам интерьера.
Текстиль, применяемый для обивки мебели и оформления окон, щедро украшен изображениями стилизованных цветов, листьев, сказочных птиц и насекомых. Хорошей иллюстрацией подобным сюжетам являются ткани и обои Уильяма Морриса, противопоставлявшего ремесла, ручной труд и индивидуальное творчество бездушному машинному производству — порождению 20-го века.
Автор текста Микульчик Владлена
